о компании программы услуги информация главная
ОКБ им. A.С.Яковлева
новости о компанииновости

публикации









05.05.17

Открытому акционерному обществу "ОКБ имени А.С. Яковлева" 90 лет

Всемирно известное ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева", одно из ведущих авиационных предприятий России, возникло в процессе создания своего первого самолёта АИР-1 как самодеятельная, не оформленная каким-либо приказом группа конструкторов и рабочих. Датой рождения ОКБ считается 12 мая 1927г. - день первого полета АИР-1. В активе творческой деятельности ОКБ свыше 200 типов и модификаций построенных летательных аппаратов, в т.ч. более 100 серийных. С 1932 самолеты «Як» непрерывно находятся в крупносерийном производстве и в эксплуатации. Всего построено 70 тысяч машин - наибольшая цифра для российских фирм. До войны - около 3.000, в 1941-1945 гг. - более 40.000, после войны - 27.000. Боевых - 41.000, гражданских - 29.000.

Коллектив отличается наибольшей широтой тематики среди отечественных ОКБ. Под руководством генерального конструктора академика А.С. Яковлева и его преемников создавались самолеты, вертолеты, планеры, беспилотные летательные аппа¬раты (БЛА) военного и гражданского назначения. В их числе: • легкие самолеты: спортивные АИРы; учебные УТ-2, УТ-1, Як-11, Як-18, Як-52, Як-54; многоцелевые АИР-6, Як-6, Як-12, Як-18Т; спортивно-пилотажные Як-18П, ПМ, ПС, Як-50, Як-55, Як-55М, на которых наши летчики завоевали 69 первых мест на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу; • поршневые истребители Як-1, Як-7, Як-9, Як-3 и их варианты, составлявшие две трети советской истребительной авиации во время Великой Отечественной войны, когда слова «Як» и «истребитель» были синонимами; • первые советские реактивные самолеты: истребители Як-15, перехватчики Як-25; высотные самолеты Як-25РВ; первые сверхзвуковые самолеты: разведчики Як-27, фрон¬товые бомбардировщики и перехватчики Як-28; • самолеты вертикального взлета и по¬садки (СВВП): первый отечественный СВВП Як-36, первый в мире палубный СВВП Як-38, единственный в мире сверхзвуковой СВВП Як-141, опередивший западные работы на 20 лет; • крупнейшие в СССР серийные десант¬ные планеры Як-14; • крупнейшие в мире вертолеты 1950-х годов Як-24; • пассажирские самолеты: первый в мире реактивный региональный самолет Як-40 - единственный советский самолет, сертифицированный по западным нормам и прода-вавшийся в развитые страны; самый экономичный ближнемагистральный лайнер Як-42; • первые в России малоразмерные БЛА семейства «Пчела» - единственные БЛА, при-нимавшие участие в боевых действиях; • реактивные учебно-тренировочные самолеты (УТС): первые отечественные реактивные УТС Як-30 и Як-32; учебно-боевой самолет нового поколения Як-130, выб¬ранный по конкурсу для ВВС России.

На самолете АИР-1 в 1927 году были установлены первые советские мировые рекорды, а всего 86 рекордов на 19 типах легких пассажирских и военных самолетов Як.

Самолеты Як получили широкое рас¬пространение внутри страны и за рубежом, а в ряде стран строились по лицензии (Китай, Польша, Чехословакия, Румыния). Сотни легких самолетов Як летали во многих странах мира. В Великобритании, Италии, Германии их использовали пилотажные группы. Во Франции на самолетах Як-54 была создана единственная в мире женская пилотажная группа. Международная авиационная федерация (ФАИ) проводит чемпионаты мира для самолетов Як-52. ОКБ имени А.С. Яковлева является единственным в России, имеющим международный опыт совместного проектирования, испытаний и сертификации самолетов. С израильской фирмой IAI был создан реактивный административный самолет «Гелакси» (ныне - американский Гольфстрим 200), совместно с итальянской Аэрмакки - УТС-демонстратор Як/АЕМ-130Д и др. ОКБ имени А.С. Яковлева продолжает работу по программе Як-130 для ВВС России и на экспорт. Построен опытный образец ближне-среднемагистрального самолета МС-21, победившего на конкурсе Росавиакосмоса и включенного в Государственную программу развития гражданской авиации. В 2005-2010 этот самолет разрабатывался в ОКБ им. А.С. Яковлева, затем - в материнской фирме Корпорация «Иркут».

По тематике УТС первоначального обучения для ВВС России строятся опытные образцы УТС нового поколения Як-152. ОКБ награждено орденами Ленина, Октябрьской Революции, Красного Знамени, По¬четным дипломом Международной авиационной федерации (ФАИ). Самолеты Як отмечены Ленинской и восемью Государственными премиями, премией Правительства Российской Федерации, Золотой медалью ФАИ.

В 1990 предприятию присвоено имя А.С. Яковлева, основателя ОКБ и его руководителя до 1984 года. В 1984-1990 гг. руководитель ОКБ - А.А. Левинских, в 1991-1994 гг. - А.Н. Дондуков, с 1994г. - О.Ф. Демченко, генеральный директор-генеральный конструктор.


Источник: Авиационный календарь, 2017 г.

на все новости
назад


карта сайта главная о компании продукция услуги контакты
(с) ОКБ Яковлева е-mail: okb@yak.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© 2003 ОКБ им.Яковлева

e-mail: okb@yak.ru

125315 Россия, Москва, Ленинградский проспект, 68